Штетль

Галиция и Буковина 1890-1918

ISBN-13: 978-3851641677 ISBN-10: 3851641671


СОДЕРЖАНИЕ


Фотографии этого альбома были сделаны  в восточных коронных землях бывшей австро-венгерской монархии  - в Галиции и Буковине. Слово «штетль», которым сегодня называют традиционные места проживания евреев в восточной Европе, является,  однако,  не географическим термином,  пишет  Маргарет Мид, а обозначает  скорее общину, состоящую из людей, объединенных своим происхождением, языком, религией, живущих по собственным законам, обособленно от нееврейского окружения в этой местности. «Штетль» - был везде, это были все сельские и городские поселения «Иддишлaнда» от Прибалтики до Черного моря.

Исторические фотографии, изображающие штетль, встречаются крайне редко. Ортодоксальным евреям запрещено изображать людей.  Фотографироваться или делать фотографии было в штетль явным признаком эмансипации, признаком отхода от  традиций. Мозес Херш Эрдхайм, выбившийся из штетля в нефтепромышленники, где-то в 1880 году фотографируется на западный манер со всей семьей, с женой и детьми, хотя все еще одет в кафтан и с  кипой на голове.
Позже один из его сыновей,  Сише (Зигмунд), будучи уже хирургом в Вене, делал фотографии, когда приезжал домой в отпуск.

В альбоме включены фотографии из архива семьи Эрдхайм, из частных коллекций и архива издательства.

 

MEDAON

MAGAZIN FÜR JÜDISCHES LEBEN IN FORSCHUNG UND BILDUNG

Claudia Erdheim: Das Stetl.

Galizien und Bukowina 1890-1918.

Wien: Album Verlag für Photographie 2008.

ISBN 978-3-85164-167-7, EUR 22,00

 

 

 

МЕДАОН

Журнал из еврейской жизни в исследовании и образовании

Клаудия Эрдхайм: Штетль , еврейское местечко.

Галиция и Буковина 1890-1918.

Венcкое издательство фотографии, альбом 2008

ISBN 978-3-85164-167-7, 22,00 евро

(Мириам Арани)

 

 

Фотографии делают возможным заглянуть в прошлое, что особенно ценно, если другие способы воссоздания прошлого затруднены или отсутствуют полностью. Клаудия Эрдхайм использует преимущество этого с 1839 г. известного метода воспроизведения изображений * , чтобы расширить спектр визуальных воспоминаний об уничтоженном нацистским режимом феномена штетля, еврейского местечка в Восточной Европе. Вдохновлённая контактом с Еврейским музеем в Вене, она попыталась дополнить фотографическое наследие своего деда дальнейшими изобразительными материалами. С этой целью она провела исследования в архивах, библиотеках и музеях на территории сегодняшнй Западной Украины и покупала у местных торговцев и коллекционеров старые фотографии или их репродукции.

 

Фотографии, представленные в иллюстрированном издании «Штетль» , происходят в основном из восточной Галиции конца19 - начала 20 века. Понятие «Штетль, еврейское местечко» не означает какой-то определённый географический пункт, а подразумевает многочисленные, в основном населённые евреями деревни, маленькие городки и части городов Восточной Европы, возникшие во времена позднего средневековья, когда Болислав третий разрешил евреям, ищущим убежища из-за преследований в Западной Европе, поселиться в польском государстве (Piastenreich? Keine Übersetzung ergibt sich). В процессе разделов Польши в конце 18 века Галиция отошла к Австро-Венгрии. Уже само в названия издания содержащееся географическое дополнение указывает на то, что альбом Клаудии Эрдхайм ограничивается в первую очередь территориями двух земель австровенгерской короны Галицией и Буковиной со столицами Лемберг

( сейчас Львив, Украина) и Черновиц ( Чернивцы, Украина).

 

 

 

*имеется в виду процесс проявления изображения при использвании эффекта светочувствительности , т.н. даггеротип.

 

 

В своей книге “Штетль» Клаудия Эрдхайм собрала визуальные следы еврейской жизни на территории, откуда до сих пор крайне редко удавалось увидеть публикации фотографического материала. На востоке Галиции над украинскими крестьянами часто господствовали польские крупные землевладельцы и во время возникновения представленных фотографий еврейское местечко находилось в процессе бурного преобразования. Почти четверть миллиона галицийских евреев переселялась в западном направлении. Австровенгерская монархия присоединила к себе земли короны Галицию и Буковину из-за их полезных ископаемых. В конце 19 века в Дрохобиче находят залежи нефти: возникают многочисленные нефтяные компании, население быстро увеличивается.

 

Мозесу Хершу Эрдхайму, деду Клаудии Эрдхайм, в это время удаётся стать нефтяным магнатом, что позволяет ему финансировать обучение в Вене двум из его сыновей (см.илл.22, 23).

 

Зише ( Зигизмунд) Эрдхайм,один из двух сыновей нефтяного предпринимателя, уже взрослым в отпуске фотографирует мир, который он знает по своему детству (илл. 12-22). По-видимому, он, как и другие его современники, жившие в больших городах, оглядывался на жизнь в штетле с точки зрения просвещённого: мир, где господствовал в быту идиш и религиозная традиция играла сравнительно важную роль. Однако фотографии Зише 1910 года ни в коей мере не являются ностальгическими, т.к. они очень точно документируют социальные различия среди евреев во времена индустриализации. Различия в одежде и причёсках на фотографиях управляющих на еврейских предприятиях и еврейских рабочих нельзя не заметить. Предприниматель нефтянной промышленности Мозес Эрдхайм в своём общественном и культурном окружении выступает прежде всего не как «капиталист», а как патриарх. О том, что еврейское население галицийского «штетля» в основном состояло из скромных ремесленников, рабочих и мелких торговцев, можно догадаться по другим фотографиям публикации.

 

Показанные в альбоме фотографии дают в своей совокупности лишь небольшой обзор еврейского общества в «штетле». Не все запечетленные изображения в книжечке касаются еврейской истории в узком смысле, что издатели особо подчёркивают. К сожалению, они не упоминают, что большинство изображённых людей нельзя с уверенностью отнести к какой-либо определённой религии или национальности. С уверенностью можно говорить об евреях лишь на изображёниях мальчиков с пейсами (илл.45,72) и на часто встречающихся фотографиях бородатых мужчин с более или менее городскими или пролетарскими головными уборами ( шляпа или шапка). Наиболее выразительными и по этой причине особенно часто сфотографированными являются хасиды в праздничных одеждах или в платьях для молитвы и отороченных мехом шляпах ( илл.30, 40,58 и 78)

 

Предисловие издателей, касающееся исторического контекста, в котором были созданы опубликованные в книге снимки, несомненно весьма целесообразно. Однако вытекающая из предисловия попытка представить изобразительный материал как иллюстрацию чисто еврейской традиции и культуры ( хотя с большой вероятностью здесь имеют место идентичные для того времени явления общественной жизни) выглядит не только излишней, но и вводящей в заблуждение. Особенно искусственно сконструированным кажутся спекуляции со стороны издательства о применении фотографии в местах проживания евреев Восточной Европы. Фотография распространялась в городах значительно быстрее, чем в сельской местности. В то время, независимо от религиозной или национальной принадлежности, именно горожане с достатком фотографировали жизнь бедного сельского населения. Тому, кто хочет получить информацию об использовании фотографии как средства массовой информации в еврейском обществе Восточной Европы конца 19 начала 20 века, мы советуем обратиться к фундаментальному труду Люсьяна Доброжицкого и Барбары Кирзенблатт- Гимблетт (Image before my Eyes. A Photographic History of Jewish Life in Polen before the Holocaust. New York: Schokken Books 1977).

 

Кроме снимков, сделанных Зише Эрдхаймом, большой исторический интерес представляют опубликованные в альбоме фотографии зданий синагог. В доступных источниках обзора восточноевропейских синагог как правило можно найти весьма скудный изобразительный материал о религиозных сооружениях в Галиции и в Буковине. С этой точки зрения опубликованные в «Штетле» фотографии известных синагог в восточной Галиции и в северной Буковине представляют собой ценное дополнение к уже имеющимся публикациям. В книге представлены снимки

« еврейских храмов» в северной Буковине, например в Витниц (м.б. Винница? Тогда будет в Виннице) (илл.71-72) и в столице земли короны Черновцах (илл. 73-75). Большинство этих ценных для истории архитектуры снимков происходят из восточной Галиции. К ним относятся, например, фотографии внутренних помещений и внешнего вида синагоги в Пржемысле (илл. 6-8) и многих лембергских синагог: Большой или Старой синагоги ( илл. 31), синагоги «Золотая роза», также известной под именем Тац-синагоги ( илл.34) и воздвигнутой в 19 веке хасидской синагоги ( илл. 28-29). Особо надо подчеркнуть заслугу публикации в альбоме фотографий синагог впавших в забвение городов Броды и Дрохобич ( оба на территории современной Украины). Владельцы нефтянных разработок в Бориславе жили в городе Дрохобич и евреи там составляли половину численности населения, которое при переходе 19-го века к 20-му удвоилось. Материальный достаток и численность еврейских общин нашли своё отражение в местных сакральных постройках, которые на фотографиях внешнего вида Новой синагоги, а также внешнего и внутреннего вида Старой синагоги – крупнейшего еврейского сакрального здания земли короны Галиции – представлены в книге ( илл. 9 – 11). Исторические снимки синагог в Бродах - «Старой» и «Новой Шуль» ( илл. 45-52) – напоминают о былом блеске города, который с конца 18-го века в качестве зоны свободной торговли пережил столетие экономического процветания и являлся в 19-ом веке центром еврейской немецкоязычной просвещённой культуры.

 

 

Наряду с достоинствами издания необходимо указать на некоторые недостатки: в альбоме «Штетль» названия населённых пунктов указаны исключительно в соответствии с Венским общим лексиконом городов и деревень 1906 года, что затрудняет поиски упомяных населенных пунктов на сегодняшних картах. Изменениям названий населённых пунктов, происходивших в течении времени, к сожалению, уделено недостаточно внимания. Огорчает также в визуальном отношении слишком плотное размещение исторических фотографий, что лишает привлекательности каждую из них в отдельности. Несмотря на это Клаудия Эрдхайм представляет читателю весьма солидную и компактно комментированную панораму фотографий из труднодоступных источников времени Австровенгерской монархии, сделанных на территории, отошедшей сейчас к Западной Украине и к Северной Польше.