Всё равно не больше половины

ISBN 3-85409-332-2

Всё равно не больше половины
Всё равно не больше половины

Содержание

 

Что это за история: не детектив, но изобилует детективными деталями, не пространное описание бесцветных интеллектуалов, но в то же время небольшая зарисовка среды и сферы влияния образованного круга. Не рассказ участника истории из Вены, но записки местного характера о кофейнях, антиквариате и научных институтах этой Дунайской метрополии. История, вплетённая почти невзначай.
Шаг за шагом читатель не сдруживается, но всё ближе знакомится с персонажами романа, как, например, с Хансом и Петером, находящимися во власти причудливого переплетения из подозрений, скрытничанья и сумасбродного поведения, до которых постепенно доискивается Марина. Она, третье главное лицо в романе, с любопытством и следовательской проницательностью идёт по следу. При этом она находит нечто вроде красной нити, или даже нескольких нитей, которые она мало-помалу и разматывает перед читателем: кто кого шантажирует? Кто такой таинственный Хьюго Хартман? Кто с кем работает? В чём дело: в долгах, наркотиках, ценных похищенных книгах? В том, чтобы продлили профессорство? Сразу обо всём или о чём-то совсем другом?

Рецензии

 

Всё равно не больше половины
Georg Eyring, 6.5.1988

...В романе Клаудии Эрдхайм «Всё равно не больше половины» Марина переезжает, чтобы наконец понять, что же такое необъяснимое происходит вокруг неё. Марина разумна. Но возможно, она в ослеплении.
Марина программистка. Она подруга Ханса, который её вообще-то терпеть не может. Ханс - университетский профессор, «международная известность», 45 лет, преуспевающий и беспорядочный. У Ханса сумасбродный распорядок сна и бодрствования и отвратительная склонность к скрепкам, которыми он выковыривает из ушей ушную серу.
Хансу бутылкой разбивают окно. Этажом выше живёт Петер, пьяный и, по его словам, собирающийся покончить с жизнью. «Ничего не случится», говорит Ханс. Абсурдные телефонные звонки, суматоха, неразбериха. Ханс спит, Петер плачет, телефон звонит.
Марине всё это надоело, она везде чувствует неладное, сопоставляет, сходит с ума и решает разобраться в том, чего они не замечают, а остальные игнорируют.
Петер читает курс лекций о политике, который, однако, находится под угрозой. Он совершенно неорганизован, но приятен и, пожалуй, имеет лёгкие преступные наклонности - что-то там с наркотиками, старыми книгами и графикой.
У врачихи, психиатра, с которой Петер тоже знаком, так как всё равно все друг друга знают, есть сожитель, пугало, повторяющее за ней всё, как попугай, короче порядочный болван.
Профессор Глюк не так важен, как приятен; он «на стороне каждого». Важна же профессорша, собирающая книги и графику времён австро-венгерской монархии и имеющая ассистентку, которая появляется только потому, что у Петера, нервного и находящегося в опасности, или только так утверждающего, и имеющего сомнительные романчики, с ней когда-то что-то было.
По словам Марселя Пруста, наши судьбы были скорее всего созданы для того, чтобы быть прожитыми, а не понятыми. Эта мысль явно противоречит тому, чего не может не делать Марина. «Ничего интересного!» Но Марине интересно. И так возникает подозрение, что всё происходит только потому, что Марина наблюдает и делает свои сопоставления. В конце концов в Вене почти одна только литература и существует.
Может быть у Марины мания. Марина эгоцентрична. Её главное желание - напасть на след своих предположений. Для этого она всё и везде ищет на ощупь средь бела дня, делает прогнозы, фиксирует и опровергает комбинации. Дистанция между ней и происходящим вокруг неё всё увеличивается. Цель заключается в самих путях.
Этот третий по счёту роман Клаудии Эрдхайм абсурден и занимателен. Героиня скорее отрицательна, но действует с позиций позитивизма. Она хочет напасть на след своей действительности, убедить только себя, больше никого. И читатель следует ей - не во вред себе. Карта Вены поможет ему в этом, также как путеводитель по венским кофейням и ресторанам и словарь венских диалектизмов.
Никогда ещё вся эта постмодернистская плесень образованного круга, среднего возраста, миновавшая политики, преуспевающая, общающаяся главным образом со своей карьерой и неврозами, не была изображена столь лаконично и беспощадно. И над всем царит Вена, злая, с её группками, сплетнями, также как познанная неизбежная необходимость изоляции и смирения. По словам Геббеля, Австрия крошечная сцена, которую большой мир использует для репетиций.
Ханса это всё равно не касается - Ханс всё равно не виноват - Ханс снова находит отвратительную отговорку, которую всё равно каждый видит насквозь - Возможно, это всё равно ничего не значит - Почему Петер должен идти с Хансом в библиотеку, если Ханс всё равно всегда ходит в библиотеку один - для этого он должен теперь за каждый грош лезть из кожи вон, в то время как у этих засранцев всё равно достаточно денег - Хотя Марина знает, что Ханс терпеть не может её любопытства и что она наверняка всё равно не докопается до правды... - Ханс всё равно ничего не слышит - Спросив его, где он ошивается, Марина всё равно получила бы в ответ ложь.
Помимо всего этого, она всё равно не может не спускать глаз с Ханса и Петера, так как страдает куриной слепотой.


Elsbeth Wolffheim
Der Rabe, H.22, S.198, 1988

Действие третьего романа Клаудии Эрдхайм происходит в венской университетской среде на фоне каких-то криминальных махинаций, в которые оказываются замешанными профессор и лектор университета; насколько, открывается шаг за шагом; в какие именно - в торговлю наркотиками и/или присвоение ценных библиотечных книг - остаётся наполовину неразгаданным. Это и не является решающим. Что подкупает в этом романе, так это то, что повествование, не снисходящее ни до малейших объяснений или намёков, предлагает всё новые комбинации подозрений, снова сбивает с толку, предлагает другие комбинации, создавая всем этим впечатление непроходимого хаоса. Противодействие этому хаосу вносит головокружительной точностью слов сама автор, которая своей холодноватой иронией, искусной объективностью и изобличающим комизмом без коментариев распутывает и упорядочивает нити повествования. Удалось это превосходно, читатель получает интеллектуальное наслаждение высочайшей степени.

Отрывок из книги

 

У Ханса есть друг. Не настоящий, так как настоящих друзей у Ханса нет, а так, нечто, что можно назвать другом. Петер Фихтель. Петер на пять лет моложе и живёт в том же доме. У Ханса есть и подружка, хотя он ненавидит женщин. Её зовут Марина и она время от времени ночует у Ханса, не слишком часто, так как Ханс её недолюбливает и так как она знает, что Ханс лжёт. Она знакома и с Петером, о котором она знает, что он тоже лжёт и что у него много подружек, ничего для него не значащих, и что однажды за границей он уже имел дело с полицией. Квартира Ханса состоит главным образом из книг и постелей. Вообще-то он скорее нечистоплотен и не допускает в свою квартиру уборщицу. Многие годы Ханс нюхал табак, пока однажды не встал перед выбором, потерять все вкусовые ощущения или бросить. С тех пор он курит вирджинский табак и считает себя некурящим. Раньше квартира была усеяна нюхательным табаком. Постельное бельё было чёрным, книги тоже, пол был покрыт табачными крошками, ногти были чёрными. Соломки и пепел заменили теперь нюхательный табак. Ханс страдает также чрезмерным выделением ушной серы и обладает отличным слухом. Из-за такого количества ушной серы Ханс должен постоянно чистить уши. Ханс делает это при помощи разогнутой скрепки. Грязные скрепки также покрывают пол. Хансу хорошо. Марина собирается теперь чаще навещать Ханса, что его совсем не устраивает. Марина наблюдает за Хансом, а Ханс за Мариной. Ханс опять соврал. А именно, Ханс говорил по телефону. Это Марина унюхала по телефонной трубке. Ханс бреется исключительно редко. Поэтому трубка также исключительно редко пахнет лосьоном после бритья, которым пользуется Ханс, точнее говоря, только тогда, когда он говорил по телефону сразу после того, как побрился. А он гладко выбрит. Ханс потчует Марину одной из своих наглых отговорок. Он забыл, с кем именно он говорил, с Бушем или Келлером. Коллеги. Ханс не мог в семь часов вечера успеть забыть, с кем он говорил во второй половине дня. Он также не оспаривает, что говорил по телефону. Ханс всегда помнит, с кем он говорил. Итак, Ханс лжёт.