Вот это любовь

ISBN 3-85409-332-2

Содержание

 

Бойким соблазнением Софи, преподавательница языков программирования, открывает застенчивому и, как он неустанно утверждает, сексуально неопытному Евгению новые перспективы. Происшествие, вырвавшее профессора минералогии из его чудаковатого существования и одновременно ставшее началом противоречий: желаний, страданий, близости и потери.
Обычная любовная история или всё-таки не совсем? Ведь речь о пятидесятилетних, немилосердно демонстрирующих нам своё абсолютное непонимание отношений между полами, и чьё страстное тяготение друг к другу выливается в садо-мазохистский клинч.
И о Клаудии Эрдхайм, рассказывающей эту историю, в обычном стремительном темпе, непосредственно и реалистично. Присущая ей повествовательная манера, построенная почти полностью на диалогах, позволяет читателю проникнуть в мир эмоций, окружающий её любовную пару.

Рецензии

 

Предельно точный любовный год
Susanne Zobl, Der Standard 15.12.1995

В один прекрасный день она решает соблазнить Евгения. «Это пришло совершенно неожиданно и должно было произойти сразу. Она не могла ждать ни дня дольше, чем это было необходимо.»
Она, Софи Ройтер, замужем, ей сорок семь лет, преподаёт программирование в Венском Университете и пишет романы.
Он, Евгений Берг, немец, «пятидесяти лет, профессор минералогии, точнее кристаллографии... Он являет собой воплощение невинности, тридцати лет женился, имеет дочь. Вот это любовь! получается, как видно из названия, когда сталкиваются двое людей среднего возраста.
Предельно точно, не доходя, однако, до предела, она протоколирует начало, высшие точки и заведомо ясный конец их отношений. Предпосылки для классической любовной интрижки идеальны: муж Софи принимает предложение о преподавании в одном из заграничных университетов. Евгений, естественно,чувствует себя непонятым собственной женой.
И хотя герои любят, едят, ссорятся по всем правилам искусства, этот любовный год проходит не без напряжения для читателя.

Эмоциональное путешествие во времени
В бешеном темпе рассказчица ведёт свою историю, не заметив при этом, что включена не та скорость. Задний ход безжалостно катапультирует обоих героев поздней любви во времена их полового созревания.
Такая поездка проходит без осложнений до тех пор, пока оба партнёра находятся на одинаковой высоте. Как только один из них обгоняет другого, они становятся противниками.
Поскольку у Евгения, очевидно, имеется ещё один сильный приводной рычаг, а именно, кризис середины жизни, то не приходится удивляться тому, что для него в конце концов становится важным лишь одно профилирование мужской потенции.
«Я эмансипируюсь». Подобные реплики исходят не от Софи, а принадлежат к стандартному набору речей Евгения. Она без всякой шумихи покидает мужа, так как её любовь посвящена одному Евгению, но его очевидная цель другая сотрудница. Что же удивительного в том, что его начальные заверения в любви переходят в пошлости?

Нотки Вуди Аллена
Одна из сильных сторон романа в его сжатой, почти суетливой манере ведения диалогов. Простота, с которой обсуждаются бытовые детали, например, выбор уксуса для салата, чем-то напоминают фильмы Вуди Аллена.
В простых предложениях Эрдхайм выводит психограмму зрелой женщины. То, что вначале кажется легкомысленным любовным романом, оказывается садомазохистской трагедией. Мужская расчётливость празднует у Эрдхейм свой триумф. Она без сочувствия обходится со своей героиней, доводит её до «ручки», так что та только и делает, что пишет одно письмо за другим своему Евгению.
Тот постепенно растворяется в далёком, неопределённом Ты. И если он, вопреки всем ожиданиям, отвечает-таки на одно из её писем, то происходит это не без целенаправленных сокрушительных ударов в спину: «Софи, дорогая, привет. Получил твоё письмо. Ты всё время пишешь одно и то же. Ты стереотипна. Мне нужно идти, готовиться к лекции ... Пока.»
После таких упрёков у читателя сам собой возникает вопрос о том, что, может быть, не только героиня, но и сама автор стала жертвой вечного возвращения одного и того же; но спор с повторением того же самого вечного и принадлежит к поэтическим принципам романа.


Короб страданий
Robert Schediwy, 13.10.1995

«Вот это любовь!»: подобное название книги возможно только в горько-ироничном смысле, особенно, если автора зовут Клаудиа Эрдхайм. Софи Ройтер, преподавательница программирования, и Евгений Берг, профессор минералогии, воспламеняются страстью друг к другу и демонстрируют, несмотря на свой более или менее полувековой возраст, внушительные сексуально-атлетические результаты. Софи, тем не менее, не интересуют камни Евгения, а Евгений считает Софи недостаточно элегантной, а её романы - циничными. Кроме того, Софи не разделяет любви Евгения к макаронным изделиям в сочетании с салатом и её раздражает его странность, гуляя, то и дело останавливаться во время разговора.
Евгений же, любящий выставлять себя сексуально неопытным, ревнует, но в то же время флиртует с другими и мучает моногамную Софи настоящими или придуманными соперницами. Настоящего развития их отношений так и не произошло. Речь, по-видимому, больше о желании быть любимым, чем о том, чтобы любить самому «почти как в настоящей жизни». Так короб с отношениями в который раз оборачивается ящиком Пандоры.
Иногда хочется снабдить злополучных протагонистов предостережениями из предыдущих романов Эрдхайм. Используя терминологию восхитительной книги Эрдхайм из мира терапевтики «Разбитые сердца», можно уверенно сказать, что у Евгения «страх близости», а Софи «цепляется».
Возможно, явная автобиографическая подоплёка этой книги ещё как досталась автору. Её обычная самоироничная дистанция и изобличающая острота диалогической телеграммной прозы кажутся затронутыми напором страдания. Несмотря ни на что интересная книга а местных патриотов порадует и неподражаемая Вена в качестве декораций.

Отрывок из книги

 

Рената всегда говорила, что мне нужен психоанализ. Но ведь я не тяжёлый человек. Ты увидишь, я совершенно не тяжёлый человек. Евгений потеет. Ты увидишь, потение прекратится. Ничего страшного, что ты потеешь. Это точно прекратится. Это психическое. Рената сказала, что у меня шизофрения. Но откуда, об этом и речи быть не может. Я совершенно не тяжёлый человек, вот увидишь. Хочешь в душ? Да. Они вместе идут в ванную. Евгений принимает душ, Софи смотрит. Он счастлив. Рената всегда запиралась. Она так стыдлива. Что? Софи удивлена. Да. Мы никогда не были вместе в ванной. Она всегда запиралась. Ты никогда не видел Ренату голой? Нет. Хм. Я хочу поспать. Они вместе идут в спальню Софи и снова набрасываются друг на друга. Внезапно ты совсем другой человек, говорит Евгений. Это он повторяет за ней, думает Софи. Я немного боюсь слишком близких отношений. Потому что они были такими близкими с Ройтером, понимаешь. Евгений смотрит вопросительно. Этого он не понимает, думает Софи. Рената считала меня дураком. Она сказала, я ничего не понимаю в любви, так как не читаю любовных романов. Но я не могу читать романы. Они такие длинные. Ну вообще, можно кое-что понимать в любви и без прочтения любовных романов, говорит Софи. Я купил себе однажды книгу. Сексуальность и любовь. В мягкой обложке. В Голландии купил. Я спрятал её от Ренаты. Она же считала меня дураком. Она сказала, у меня слабая потенция. Софи звонко смеётся. Что? Да. Об этом и речи быть не может. Но это зависит от тебя. Да, это зависит от тебя. Ну, может. Вот бы Эльфрида удивилась, если бы сейчас меня увидела. Софи вздрагивает. Евгений смеётся. Она всегда говорила: так из этого никогда ничего не выйдет. Но кое-чему она меня всё-таки научила. Евгений хитро смеётся. Чему же? Евгений смущён. О женщинах. Что женщины становятся влажными. Да, говорит Евгений стыдливо. При ней всегда был сын. Она бы удивилась, увидев меня сейчас. Софи смотрит озадаченно. Теперь я могу применить на других женщинах, чему ты меня научила. Софи смотрит озадаченно. Евгений смеётся. Я соблазняем. Софи смотрит озадаченно. Ведь Рената считала меня дураком. Я всё время злил её другими женщинами. О тебе я ей тоже рассказал. Софи опять написала новый роман, сказал я и положил книгу перед ней. Я намеренно сказал Софи. Чтобы она позлилась. Рената говорит, я как ребёнок. Однажды на уличном празднике я дал нарисовать у себя на щеке красное сердечко и пришёл с ним домой. Ну она и насмехалась. Наши отношения не должны быть ассиметричными. А честными должны. Если один переспит с кем-то другим, он должен это сказать. Хм, этого не произойдёт. Это может случиться. Я не хочу спать с кем-то другим. Один раз это может случиться. Ты же знаешь, я соблазняем. Хм.